Статьи [все статьи]

Психологическая готовность к ЕГЭ

Автор статьи: Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»

Единый государственный экзамен в настоящее время стал очень популярной темой для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, мы сталкиваемся с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. Часто эти аббревиатуры вызывают больше тревоги и волнений, чем он того заслуживает. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к ЕГЭ/ГИА. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической.

Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? В основном мы столкнулись с работами М.Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.

Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке. Быстрая подготовка к GMAT GO gmat Результат гарантирован!

Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.

Таким образом, М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt). Во многих других источниках (публикации школьных психологов) в первую очередь уделяется внимание работе с тревожностью ребенка.

В нашем исследовании мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.

Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний ребенка о процедуре предстоящего экзамена (ЕГЭ). Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе), то незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз.

Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения ребенка работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

Личностный компонент представлен тремя личностными характеристиками: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность. Интроверсия в данном случае рассматривается нами как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. Организованность помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене. О снятии тревожности пишут практически все психологи, которые затрагивают тему рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Это ключевая черта.

Для проведения исследования нами был разработан тест «Психологическая готовность к ЕГЭ», в котором оцениваются указанные выше показатели, и выводится интегральный показатель готовности. Перед прохождением теста школьники заполняли анкету, в которой указывался опыт сдачи экзамена ЕГЭ или ГИА (тренировочный тест или реальный экзамен) и результаты по обязательным экзаменам (русский язык и математика). Далее мы сравнивали эти показатели с результатами теста в целом и по отдельным шкалам.

Исследование проводилось с использованием online технологий (система HT-line). Участники заполняли тест и анкету через Интернет. Всего в исследовании приняло участие 151 человек, реально сдававшие экзамены. Среди реально сдававших экзамен по половому признаку преобладали девушки (124 человека) по сравнению с мужчинами (27 человек). Также, среди проходивших наш тест школьников, преобладали те, кто успешно сдал ЕГЭ по русскому языку (т.е. набрали 60 – 80 баллов) (см. рис. 1). Результаты по математике более равномерно представлены (см. рис. 2): есть представители и успешно сдавшие этот экзамен, и те, кто хуже с ним справился. В итоге по сумме двух экзаменов получается, что среди тех, кто принял участие в исследовании, в большей степени были школьники, которые хорошо справились с ЕГЭ/ГИА (см. рис. 3). Основной целью исследования был ответ на вопрос – действительно ли есть психологические особенности, которые помогают или мешают успешности в сдаче ЕГЭ.

Частота встречаемости различных баллов по ЕГЭ среди школьников, принявших участие в исследовании

Частота встречаемости баллов по ЕГЭ среди школьников, принявших участие в исследовании

Успешность сдачи  ЕГЭ (оба обязательных экзамена: русский язык и математика)


РЕЗУЛЬТАТЫ

Русский язык. Корреляционный анализ показал наличие связей между успешностью сдачи ЕГЭ по русскому языку и всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме показателя «память». Мы выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (81-100 баллов по ЕГЭ) и «менее успешные» (до 60 баллов), оставив в стороне многочисленную среднюю группу (При разделении групп использовались процентили: мы выделили 25% школьников, которые лучше остальных справились с ЕГЭ, и 25% школьников, которые хуже остальных справились с данным экзаменом. Средняя группа, 50% школьников, принявших участие в исследовании, при анализе крайних групп не учитывалась). Сравнив эти крайние группы по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией» (внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия, организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному показателю «психологическая готовность», мы получили следующие результаты (см. рис. 4).

Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» у успешно и менее успешно сдавших экзамен по русскому языку

Рис. 4 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно и менее успешно сдавших экзамен по русскому языку

Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана, в первую очередь, с внимательностью ребенка (р = 0,008 - Уровень значимости различий между двумя группами определялся по критерию Манна-Уитни) и его способностью логически рассуждать (р = 0,004), а также с интроверсией (р = 0,001), то есть готовностью работать самостоятельно, погружаясь в задание, и организованностью (р = 0,007), то есть способностью правильно планировать свое время. Успешность также оказалась связана и со знанием ребенка о процедуре сдачи экзамена. А вот тревожность как таковая не очень связана с успешностью на экзамене по русскому языку (р = 0,085 на уровне тенденции). Память же оказалась совсем не связана с успешностью сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. В целом по интегральному показателю мы также получили значимые различия (р = 0,001) (см. рис. 4).

Таким образом, успешнее сдают экзамен по ЕГЭ те, кто лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки. Более успешны и те, кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия. Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.

Успешность сдачи  ЕГЭ по русскому языку в зависимости от пола и уровня памяти школьника

Как мы отмечали, наша выборка в основном представлена девушками, поэтому для чистоты анализа мы оценили влияние каждого показателя совместно с половой принадлежностью участника эксперимента (двухфакторный ANOVA и частные корреляции). Связь успешности сдачи экзамена по русскому языку с половой принадлежностью школьника есть, но на уровне тенденции (р = 0,09 по критерию Манна-Уитни). Тем не менее, расчет частных корреляций (третья переменная – «пол») показал, что указанные выше показатели все равно имеют связь с успешностью сдачи экзамена. Совместное влияние пола и показателей теста «Психологическая готовность» выявлено только в отношении показателя «память» (Levene’s test: F = 0,79, p = 0,49; пол*память: F = 4,42, p = 0,03; см. рис. 5): память играет важную роль в успехе сдачи экзамена по русскому языку молодыми людьми, но не сказывается у девушек.

Математика. Корреляционный анализ показал наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме памяти. Мы также выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (от 60 баллов и выше) и «менее удачно сдавшие» (до 40 баллов). Среднюю группу мы снова оставили в стороне. Сравнив уровень выраженности показателей теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» в двух крайних группах, мы получили значимые различия по всем показателям, кроме «памяти»: знание о процедуре (р = 0,017), внимание (р = 0,001) и логика (р = 0,003), интроверсия (р = 0,001), организованность (р = 0,029) и эмоциональная стабильность (р = 0,017), а также интегральный показатель (р = 0,001). Таким образом, велика роль умения работать с информацией и личностных качеств, выделенных нами, при сдаче экзамена по математике. Более значимое место занимает эмоциональная стабильность по сравнению с экзаменом по русскому языку. Возможно, это связано с тем, что сам экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка, нежели русский язык. Математика в большей степени требует концентрации внимания и погружения в задачи (см. рис. 6).

Таким образом, более успешно сдают экзамен по математике те, кто осведомлен о процедуре экзамена, уверен в себе, готов работать самостоятельно и собранно, не отвлекаться по сторонам, внимательно заполнять бланки и читать задания, правильно планируя свое время для их выполнения, а также умеет логически рассуждать.

Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» у успешно сдавших и менее успешно сдавших экзамен по математике

Рис. 6 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно сдавших и менее успешно сдавших экзамен по математике

Также был проведен анализ связей показателей с учетом половой принадлежности школьников. Расчет частных корреляций (третья переменная – пол) подтвердил наличие описанных уже связей успешности сдачи ЕГЭ по математике с показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», а совместного влияния пола и показателей теста выявлено не было. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят.

Общий показатель успешности сдачи ЕГЭ по основным предметам. Теперь мы можем оценить связи общей успешности сдачи ЕГЭ и показателей нашего теста. По результатам корреляционного анализа мы также получаем наличие связей между всеми показателями теста, кроме памяти, и успешности на экзамене. При этом в нашей выборке есть различия по полу по различным показателям (например, девушке в нашей группе оказываются лучше осведомлены о процедуре сдаче ЕГЭ (р = 0,019), более внимательны (р = 0,01) и лучше запоминают материал(р = 0,006)), но это не влияет на связи показателей теста и успешности сдачи экзаменов (совместное влияние не обнаружено, и при расчете частных корреляций при третьей переменной «пол» связи подтверждаются). Средние значения по показателям у групп с низким (до 6 стен включительно) и высоким (от 8 стен) баллом по успешности сдачи ЕГЭ представлены на рисунке 7.

Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» у школьников с высоким и низким баллом по общей успешности сдачи ЕГЭ

Рис. 7 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у школьников с высоким и низким баллом по общей успешности сдачи ЕГЭ

Таким образом, большинство выделенных нами шкал и наших предположений о связи этих шкал с успешностью сдачи ЕГЭ подтвердились (таблица 2). В общем, школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов, так что сам фактор психологической готовности заслуженно признается важным. Эмоциональная стабильность важна для любого экзамена, независимо от формы его проведения, но оказывается, что тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для русского языка. Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидания помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само умение работать с информацией оказывается очень важным при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли. Только один показатель оказался не таким значимым, а именно «память». Однако стоит отметить, что память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний. Но то, как память измерялась в тесте, не дало нам возможности оценить долговременную память. Мы работали только с оперативной памятью.

Что же делать тем, кто любит общаться с другими людьми и стремиться к контактам с другими, кто не стремиться составлять распорядок дня и планировать свое время заранее, кто любит спонтанность и активный образ жизни или часто переживает по различным поводам, волнуется перед сдачей экзамена? Неужели они не смогут сдать успешно экзамен, «обречены» его провалить? Вовсе нет. Полученные нами результаты говорят лишь о том, к чему стоит стремиться, какой стиль поведения в ситуации экзамена ЕГЭ в большей степени способствует успешной сдаче экзамена. Ведь если у человека есть проблемы с логикой или вниманием, то эти способности можно развивать. А если стиль поведения школьника не похож на получившийся, то это говорит о том, что ему придется потратить больше времени при подготовке к экзамену и освоить новые для него стратегии поведения на экзамене, которые помогут успешно преодолеть этот этап в обучении. Конечно, не стоит превращаться в интроверта и совсем отказываться от общения с другими людьми: лишь на время экзамена предстоит стать другим (ой), иначе говоря, вести себя по другому, применяя те самые успешные стратегии поведения при сдачи ЕГЭ. В этом могут помочь и различные тренинговые программы (например, потренировать свое внимание в присутствии других людей). Вы можете освоить стратегии управления своими эмоциями, тревогой во время экзамена или научиться правильно распределять время, чтобы успеть решить задания, проверить их, а не тратить кучу времени на решение одной сложной задачи, когда остальные еще даже не прочитаны. А возможно, стоит ориентироваться на программы подготовки к ЕГЭ, в которые включены не только знания предмета, но и основы психологической подготовки (например, курсы ЕГЭ: www.ege.psyliner.ru/ege, тренинговые программы: www.psyliner.ru/trainings).

Конечно, результаты нашего исследования нельзя еще назвать окончательными, требуется проведение еще серии экспериментов, однако уже сейчас можно отметить, что предложенный нами тест может служить ориентиром для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. Он помогает оценить психологическую готовность школьника к сдаче ЕГЭ, выделить его слабые и сильные стороны, чтобы в дальнейшем сам школьник мог учитывать их при подготовке. В пользу подтверждения полученных здесь результатов можно отметить, что на этапах апробации методики мы также параллельно собирали данные по успешности сдачи ЕГЭ. Эти данные не вошли в статью, но можно отметить, что связи успешности и внимания, логики, интроверсии, эмоциональной стабильности, знаний о процедуре подтверждались и на более ранних этапах.

Таблица 1. Значения коэффициента Альфа Кронбаха для каждой шкалы теста.
Чем выше коэффициент, тем больше тест защищен от случайных искажений.


Шкалы теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» Коэффициент Альфа Кронбаха

Знание о процедуре ЕГЭ

0,71

Внимание

0,41

Логика

0,39

Память

0,5

Интроверсия

0,6

Организованность

0,6

Эмоциональная стабильность

0,64


Таблица 2. Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ

Показатели Навыки Особенности

Знание о процедуре ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Интроверсия

Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность

Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность

Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.

Пройти сам тест и оценить уровень своей психологической готовности к ЕГЭ Вы можете на нашем сайте:
Тест «Психологическая готовность к ЕГЭ»

Также смотрите:


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Профориентация для взрослых
ДистКонс

ОПРОС ОПРОС
Когда в вашей школе каникулы?

317 голосов